НАЛОГОВЫЙ АУДИТ

ЭКОНОМИМ НА НАЛОГОВЫХ РИСКАХ

Расходы на налоговый аудит в подавляющем большинстве случаев несопоставимы с выявленными фискальными рисками.

При проведении налогового аудита пристально изучаются учет и налоговые декларации с целью  оценки соответствия их налоговому законодательству РФ во всех существенных отношения.

Налоговый аудит включает в себя:

  • - Общий анализ налогового учета и налоговой политики организации;
  • - Определение основных факторов, влияющих на налогооблагаемые базы;
  • - Анализ применяемых методик определения налогооблагаемых баз;
  • - Налоговую экспертизу существующей системы хозяйственных взаимоотношений, применительно к налоговой политике организации;
  • - Оценку документооборота, в рамках системы налогового учета организации;
  • - Оценку системы внутреннего контроля
  • - На основе выборочного исследования первичной документации проверяется формирование налогооблагаемых баз по всем налогам (либо заранее согласованным с клиентом).
  • - Анализ правомерности применения налоговых льгот.
  • - Проверку правильности составления налоговых деклараций.

При этом необходимо учитывать, что при проведении  налогового аудита обеспечивается разумный, но не абсолютный уровень уверенности в том, что налоговая отчетность (декларации) не содержит существенных искажений.

По результатам налогового аудита  клиенту предоставляется отчет, содержащий мнение  аудиторов о достоверности налоговой отчетности налоговому законодательству РФ во всех существенных аспектах.

Отчет также будет содержать:

  • - Мнение аудиторов о существующей  системе налогового учета клиента,
  • - Выявленные в ходе аудита существенные нарушения, налогового законодательства РФ с указанием соответствующих норм законодательства,
  • - Рекомендации компании по сути выявленных нарушений.
  • Налоговый аудит снижает риски
  • Некоторые нарушения налогового законодательства могут повлечь ответственность, не ограничивающуюся лишь штрафными санкциями, предусмотренными Налоговым и Административным кодексами. Уголовная ответственность – это реальность.
  • За последние годы в фискальном администрировании произошли значительные изменения. Во-первых, вступили в силу поправки, внесенные в соответствующие статьи НК РФ. Во-вторых, сложилась устойчивая тенденция серьезного ужесточения политики государства по отношению к налогоплательщикам посредством контролирующих органов.
  • И хотя в основе российского законодательства лежит принцип «презумпции невиновности», приходится констатировать, что на практике компаниям в большинстве случаев приходится доказывать свою честность. Поэтому сейчас, как никогда, предприятиям необходимо быть готовыми в любой момент отстаивать претензии со стороны инспекторов. Чтобы понимать возможные риски и способы их минимизации, любому руководителю следует вооружиться базовыми знаниями о требованиях действующего законодательства в сфере бухгалтерского учета и налогообложения.
  • Преступление и наказание
  • Прежде всего, определимся, что следует понимать под «налоговым правонарушением». Таковым является противоправное действие или бездействие налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которые в НК РФ установлена ответственность (ст. 106 НК РФ).
  • Важно отметить, что санкции в отношении компании не освобождают ее должностных лиц от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законодательством. Наиболее часто уголовное наказание в сфере экономических преступлений наступает по статьям 198 и 199 УК РФ, связанным с уклонением от уплаты налогов. Кроме того, предстать перед судом придется за неисполнение обязанностей налогового агента, а также за сокрытие денежных средств либо имущества, за счет которых должно быть произведено взыскание фискальной недоимки (ст. 199.1, 199.2 УК РФ).
  • Между тем напомним, что согласно статье 113 Налогового кодекса, компанию нельзя привлечь к ответственности, если с момента совершения ею налогового правонарушения прошло три года. Дело в том, что контролеры могут проверить только три календарных года деятельности компании, непосредственно предшествующие году проведения проверки, что связано с истечением срока давности (п. 1 ст. 87 НК РФ). С этой нормой связан и четырехлетний срок, в течение которого фирма обязана хранить документы бухучета и другие бумаги, необходимые для расчета и уплаты налогов (подп. 8 п. 1 ст. 23 НК РФ).
  • Игра в прятки

    Существует множество возможностей ухода от налогов, поэтому Уголовный кодекс не содержит конкретного перечня преступлений. Суть нарушений, квалифицируемых статьями 198 и 199 УК РФ, состоит в реальной неуплате налогов в срок, установленный законом. На практике, чтобы укрыться от обязательных взносов в бюджет, компании часто используют различные схемы:
    • - уклоняются от регистрации в контролирующих органах и, соответственно, скрывают от налогообложения полученные доходы;
    • - занижают выручку и завышают производственные расходы;
    • - перекладывают налоговые обязательства на несуществующих юридических лиц или индивидуальных предпринимателей;
    • - умышленно не отражают в бухгалтерском учете и отчетности первичные документы.

    Данный перечень далеко не исчерпывающий. Многие из них имеют под собой одну основу – включение в схему бизнеса недобросовестных налогоплательщиков.

    К вам едет ревизор!

    Чтобы выявлять как умышленные, так и непреднамеренные ошибки компаний, государство использует различные виды контроля. Основное место среди них занимают выездные и камеральные налоговые проверки.Выездную проверку инспекторы считают наиболее эффективной формой контроля. Ведь именно по ее результатам выносится большинство решений о привлечении налогоплательщиков к ответственности.

     

  • Как же инспекторы составляют план своих визитов? До 2007 года единой системы его формирования не было. Известны компании с достаточно крупными оборотами, которых за 10 лет деятельности контролеры не навещали ни разу.

  • Приказом ФНС России от 30 мая2007 г. № ММ-3-06/333@ утверждена Концепция системы планирования выездных налоговых проверок. В ней указано, что отбирая компании в список тех, которым следует нанести визит, инспекторам следует использовать информацию как из внешних, так и из внутренних источников. При этом к внешним, помимо контролирующих и правоохранительных органов, органов государственной власти и местного самоуправления относят и другие общедоступные источники. Поэтому предприятиям следует контролировать сопоставимость данных, указываемых на корпоративных сайтах, в рекламных материалах, публикациях, со сведениями, содержащимися в бухгалтерской отчетности.
  • Внимание инспекторов в первую очередь привлекают организации, в отношении которых имеются данные об участии в схемах ухода от налогообложения или минимизации обязательств перед бюджетом.
  • Контрольный скелет
  • Выездная и камеральная налоговые проверки могут включать:
    • - истребование документов при проверке;
    • - запрос информации о налогоплательщике, налоговом агенте или о конкретных сделках;
    • - допрос свидетеля;
    • - выемку документов и предметов;
    • - экспертизу.

    "Камералка" не от слова "камера"

    Камеральную проверку в отличие от выездной контролеры проводят на своей территории. Они изучают налоговые декларации и документы, представленные компанией, а также другую имеющуюся информацию о деятельности организации.

    Камеральную проверку в отличие от выездной контролеры проводят на своей территории. Они изучают налоговые декларации и документы, представленные компанией, а также другую имеющуюся информацию о деятельности организации.

    Для начала «камералки» не требуется какого-либо специального решения руководителя налогового органа. Если в ходе нее выявлены ошибки в декларации или противоречия в сведениях документов, об этом сообщается компании. При этом предприятие в течение пяти рабочих дней должно дать необходимые пояснения или внести исправления.
  • По итогам проверки инспекторы составляют по установленной форме акт, в котором отражают все нарушения.
  • Бухгалтеры многих предприятий уже смогли убедиться на собственном опыте, что текущие или уточненные налоговые декларации по НДС, в которых размер вычета превышает сумму к уплате, подвергаются камеральным проверкам. В последнее время доначисления, недоимки, штрафы и пени по их итогам бывают очень существенными.

    Аудиторы спешат на помощь

    Чтобы пройти проверку с наименьшими потерями, предприятию необходимо подготовиться квизиту инспекторов. Самый эффективный способ – провести налоговый аудит. Расходы на него в подавляющем большинстве случаев несопоставимы с выявленными фискальными рисками.
  • Если налоговый аудит провести заранее, компания сможет самостоятельно устранить ошибки, минимизировать возможные риски. Это мероприятие, как правило, осуществляют независимые аудиторские организации.

    Целью обязательного аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности проверяемых и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета российскому законодательству.

    Налоговый же аудит организации проводят на добровольной основе, чтобы оценить степень правдивости и соответствия налоговому законодательству порядка формирования, отражения в учете и уплаты в бюджет налогов. Все процедуры этого мероприятия направлены на достижение основной цели – выявить все возможные фискальные риски предприятия.

    Налоговый аудит включает в себя два основных элемента:

    1. Предварительную оценку существующей системы налогообложения. Как правило, на данном этапе аудиторы:
    • - проводят общий анализ налогового учета, налоговой политики компании;
    • - определяют основные факторы, влияющие на налогооблагаемые базы;
    • - анализируют применяемые методики расчета налогооблагаемых баз;
    • - оценивают документооборот в рамках системы налогового учета предприятия;
    • - проводят правовую и налоговую экспертизу существующей системы хозяйственных взаимоотношений применительно к налоговой политике организации;
    • - оценивают систему внутреннего контроля и т. д.

    2.  Подтверждение правомерности расчета конкретных налогов и сборов. На данном этапе на основе выборочного исследования первичной документации проверяют, правильно ли формируются налогооблагаемые базы, применяются льготы, а также составляются декларации.

    По результатам налогового аудита готовится письменный отчет, содержащий:

    • - характеристику системы налогового учета организации, правомерности применения льгот;
    • - выявленные в ходе аудита несоответствия и нарушения налогового законодательства;
    • - ссылки на нормативные акты;
    • - оценку обнаруженных нарушений с точки зрения законодательства, возможных налоговых рисков;
    • - рекомендации по исправлению ошибок и устранению негативных последствий.
    •  
  • По следам инспекторов

    По желанию компаний налоговый аудит нередко осуществляется в рамках обязательного. Это позволяет снизить затраты на проведение таких контрольных процедур. Тем более что в федеральном стандарте «Характеристика сопутствующих аудиту услуг и требования, предъявляемые к ним» налоговый аудит определен как услуга, совместимая с обязательной проверкой.

    Проводя ревизию фискальной системы организации, следует опираться на практику инспекторов. Так, контролеры в своей работе в последнее время часто используют следующие процедуры:

    1. выявляют «недобросовестных контрагентов» предприятия;
    2. изучают первичные документы на предмет правильности их оформления:
    • - применение типовых унифицированных форм;
    • - заполнение всех обязательных реквизитов (в т. ч. расшифровка подписей, указание должностей);
    • - составление документов в валюте РФ и т. д.;
    3. проверяют производственную обоснованность и экономическую целесообразность расходов.Напомним, что затраты всегда должны быть направлены на получение доходов. Если, к примеру, компания привлекает банковский кредит и одновременно выдает беспроцентные займы сторонним организациям, то доказать контролирующим органам экономическую целесообразность данной операции будет сложно;
  • 4. выявляют нелогичные бизнес-процессы либо несоответствия между реальными бизнес-процессами и их документальным отражением.Допустим, организация занимается оптовой торговлей и обязуется доставлять продукцию своим покупателям. При этом у нее нет склада, транспорта на балансе, отсутствует договор с транспортной компанией на оказание услуг по перевозке и т. д.;

    5. сравнивают уровень выплачиваемой зарплаты со «среднеотраслевыми показателями».

     «Принципиальные» ошибки

    Проанализировав результаты налогового аудита, можно выделить основные ошибки, которые были допущены организациями и привели к налоговым санкциям. Все они напрямую связаны с нарушением основных и простых принципов бухгалтерского учета и требований налогового законодательства.

  • Так, согласно основным принципам бухучета:
    • - каждая хозяйственная операция документально оформляется. Бухучет ведется только на основе первички, а не наоборот;
    • - к учету принимают документы, составленные по унифицированным формам, но если таковые не разработаны, они должны содержать обязательные реквизиты, а также подписи ответственных сотрудников и печать;
    • - данные аналитического и синтетического учета должны соответствовать друг другу.
    Налоговое законодательство требует, чтобы операции были экономически целесообразными, расходы имели производственную направленность и, наконец, все действия документально оформлялись.
  • 12 критериев инспектора


    Концепция системы планирования выездных налоговых проверок содержит критерии компаний, к деятельности которых контролеры должны относиться с особым вниманием. Вот они:

    1. 1. Фискальная нагрузка компании ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виде экономической деятельности).
    2. 2. В отчетности на протяжении нескольких налоговых периодов отражается убыток.
    3. 3. Сумма налоговых вычетов в отчетности за определенный период значительна.
    4. 4. Опережающий темп роста расходов над доходами от реализации.
    5. 5. Выплата среднемесячной зарплаты на одного работника ниже уровня по виду экономической деятельности в субъекте РФ.
    6. 6. Показатели, предоставляющие право применять спецрежимы, неоднократно приближались к предельному значению, установленному Налоговым кодексом.
    7. 7. Расходы ИП максимально приближены к сумме доходов за календарный год.
    8. 8. Финансово-хозяйственная деятельность построена на договорах с контрагентами-перекупщиками или посредниками («цепочки контрагентов») без наличия деловой цели.
    9. 9. Налогоплательщик не поясняет несоответствия показателей деятельности, выявленные инспекторами.
    10. 10. «Миграция» между налоговыми органами.
    11. 11. Рентабельность по данным бухучета значительно отклоняется от уровня для данной сферы деятельности по данным статистики.
    12. 12. Финансово-хозяйственная деятельность сопрягается с высоким налоговым риском.